Наш Фонд начинает программу по возрождению «Забайкальского Афона»

« Назад

Наш Фонд начинает программу по возрождению «Забайкальского Афона» 29.08.2016 11:10

Фонд Святителя Иннокентия епископа Иркутского начинает программу по возрождению «Забайкальского Афона» - Чикойского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря. В первую очередь начнется восстановление главного храма обители в честь иконы Божией Матери «Споручница Грешных».

Чикойский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был основан трудами и молитвами преподобного Варлаама Чикойского и просуществовал около ста лет. За это малое время, милостью Божией, совершено было многое: сотни и сотни раскольников и иноверцев приняли православную веру, сотни и сотни людей получили по молитвам насельников обители духовную помощь, сотни и сотни людей чудесно исцелились у могилы преподобного Варлаама.

В 1810 году Василий Федотович Надеждин (будущий преподобный Варлаам) был на богомолье в Киево-Печерской лавре и хотел было здесь пожить, но начальство лавры, узнав, что у него нет паспорта, сообщило об этом светским властям. Надежин был признан «бродягою» и по приговору осужден без наказания к ссылке в Сибирь на поселение. Видя в этом Промысл Божий, Василий Надежин, не обращаясь за помощью ни к Воронцовым, крепостным которых он был, ни к родным, отправляется в неведомую Сибирь. На три года растянулся его путь до Иркутска. Здесь будущий подвижник Божий получил первое духовное утешение – в Вознесенском монастыре у мощей святителя Иннокентия Иркутского.

Первые годы своего пребывания в Сибири Василий Надежин проживал при храмах, исполняя послушания трапезника, просфорника, сторожа. В г. Кяхте Василий Надежин встретился со священником Аетием Разсохиным, отличавшимся смирением, благочестием, делами милосердия. По благословению этого духовно опытного священника в 1820 году Василий тайно уходит в Чикойские горы для уединенной жизни. В семи верстах от селения Урлука и трех от Галдановки остановился отшельник в чаще леса, поставил деревянный крест во освящение места и в ограждение себя от силы вражией, а рядом собственными руками срубил из дерев келью для себя.

В 1824 году на пустынника наткнулись охотники, а вскоре молва о благочестивом старце распространилась среди местного населения. Пустынь стали посещать как живущие неподалеку староверы, так и именитые граждане из Кяхты. Весть о пустыннике дошла до епархиального начальства. 5 октября 1828 года по предписанию владыки Михаила (Бурдукова), епископа Иркутского, настоятель Троицкого Селенгинского монастыря иеромонах Израиль постриг Василия Надежина в монахи с наречением имени Варлаам – в честь святого Варлаама Печерского. Владыка Михаил благословил «устроение Чикойского скита на твердом основании», для проведения миссионерской работы среди монгольского, бурятского и старообрядческого населения. В 1835 году скит был официально признан как заштатный и назван в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Особо почитал старца Варлаама и его скит архиепископ Нил (Исакович), который неоднократно посещал Чикойскую пустынь. Он исходатайствовал на устройство Чикойской обители у Святейшего Синода три тысячи рублей и сам руководил планировкой и застройкой «Забайкальского Афона». Архиепископом Нилом Варлаам был возведен в сан игумена. В 1841 году игуменом Варлаамом был освящен главный храм обители – в честь Рождества Иоанна Предтечи с боковыми приделами в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя святителя Иннокентия, Иркутского Чудотворца. С благословения архиепископа Нила и при его активном содействии игумен Варлаам начал склонять местных староверов воссоединиться с Православной Матерью-Церковью. В первую очередь при обители было организовано миссионерское училище, в котором могли обучаться дети старообрядцев. Видя благочестие и искренность игумена Варлаама, жители окрестных старообрядческих сел стали принимать единоверческих священников.

Всего трудами игумена Варлаама было обращено из раскола около 5000 староверов. Успехи единоверия на Чикое стали известны далеко за Уралом, в том числе и в Москве. Старообрядцы, столь недоверчивые к чужакам, прониклись доверием к словам и наставлениям игумена Варлаама.

В 1845 году старец Варлаам почувствовал упадок сил, но продолжал трудиться на пользу обители и окрестных жителей. В январе 1846 года он совершил последнее свое миссионерское путешествие – прощание с паствой Урлукской волости. В обитель он вернулся больным, восстановить упадок сил было уже невозможно, и 23 января 1846 года старец Варлаам, причастившись, предал дух в руки Божии. Тело его было погребено близ главного храма обители. Позднее над могилой был устроен кирпичный памятник с могильной плитой.

К могиле старца сразу же началось паломничество, и потому вскоре над местом его упокоения была воздвигнута часовенка. Не только жители окрестных деревень, но и паломники из Кяхты, Иркутска, Благовещенска посещали могилу старца, прося духовного совета, телесного здравия, жизненного определения. Старца чтили настолько, что даже в годы безбожия жители окрестных сел ходили крестным ходом к развалинам монастыря.

В 1865 году в Иоанно-Предтеченскую обитель был пожертвован кяхтинским промышленником М.Ф. Немчиновым чудотворный список иконы Божией Матери «Споручница грешных». Икона, прославившаяся своими чудотворениями в мужском Одринском монастыре Орловской епархии, была особо почитаема в Сибири.Список по своей благодати нисколько не уступает самой чудотворной иконе, поэтому среди забайкальских списков с этой иконы чудотворения никогда не иссякали. Торжественно крестным ходом был перенесен чудотворный образ из Кяхты в монастырь. В память об этом событии каждый год 29 мая (11 июня по новому стилю), в день празднования в честь иконы «Споручница грешных» в Иоанно-Предтеченский монастырь совершался крестный ход. Каждый год на протяжении более сотни лет от отдаленного от крупных городов и дорог селения Урлук к Иоанно-Предтеченскому монастырю двигался многотысячный крестный ход.

По случаю большого стечения паломников иеромонах Нектарий при содействии мецената Немчинова перестроил первый монастырский храм. В 1869 году храм был переосвящен епископом Селенгинским Мартинианом (Муратовским) в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Последним игуменом обители был иеромонах Пимен (1926–1927). В 30-е годы прошлого века еще доживали в разрушающей обители последние дни старцы-монахи. Со смертью монахов-старцев жители окрестных сел, в особенности старообрядцы, перешедшие в единоверие, не оставили обитель на полное разорение безбожникам: до 50-х годов прошлого века в обители сохранялись некоторые постройки, могилы и келья преподобного Варлаама. Несмотря на различные запреты власть имущих, несмотря на насмешки односельчан, ходили верующие к заброшенному Чикойскому монастырю, дабы поклониться святыне, набрать святую воду из монастырских колодцев, помолиться о здравии своих родных, об урожае, о заступлении от бед. Отправлялись группками и поодиночке, пешком, на лошадях, а иногда и на машинах. Со временем селяне заметили, что у тех, кто каждый год ходит на «Споручницу», и дом полон, и дети здоровы, и в огороде все растет.

В наше время традиция крестных ходов возобновлена и они вновь стали тем, чем и должны быть, – молитвенным шествием.

Святой Варлаам – единственный из святых подвижников, стяжавший святость, живя непосредственно в Забайкалье. Великим Божиим благоволением можно считать и то, что Господь не только открыл имя этого пустынника, подвизавшегося в середине XIX века в пустынных горах, но и сподобил всех нас быть свидетелями обретения мощей преподобного Варлаама.

Божиим провидением, обретение мощей было осуществлено епископом Читинским и Забайкальским Евстафием Евдокимовым (в настоящее время архиепископ Александровский и Юрьев-Польский), после получения патриаршего благословения, 21 августа 2002 года. Мощи преподобного Варлаама сейчас находятся в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Чите. Но хотя мощи и перенесены с места их первого упокоения, благодать Божия на том месте остается, и преподобный Варлаам равно ходатайствует за всех, с верой притекающих и к его мощам, и к месту их былого упокоения.

Фонд Святителя Иннокентия Епископа Иркутского приложит все усилия для возрождения этой духовной жемчужины Забайкалья.

 

 

 

Использована статья Ю.Биктимировой  (pravoslavie.ru)